Перемены в Казахстане.

ПОРАЗИТЕЛЬНЫЕ перемены произошли в Казахстане, особенно за послевоенные годы. Выросли новые города, появились водохранилища, магистральные дороги, необозримые поля. Там, где раньше редко проходил караван, теперь ежедневно курсируют машины. Изменился и спрос населения, теперь повышенным спросом пользуются телевизоры, мотоциклы и другие дорогостоящие товары и, конечно, меха. По объему заготовок пушнины Казахстан стоит на втором месте после Российской Федерации. Но нам, работникам промыслового охотничьего хозяйства республики, особенно заметно отставание охотничьего хозяйства Казахстана от других бурно развивающихся отраслей народного хозяйства.
Потребительская кооперация Казахстана добилась некоторых положительных результатов в развитии клеточного звероводства, объем продукции которого увеличился с 1430 тыс. руб. в 1965 г. до 1917,6 тыс. руб. в 1969 г. Однако допущено значительное снижение заготовок промысловой пушнины. Так, если в 1965 г. в республике было заготовлено 1357,3 тыс. шкурок ондатры, то в 1969 г. — только 444,7 тыс., белки — соответственно 37,2 тыс. и 13,7 тыс., лисицы красной 32 тыс. и 13,7 тыс., сурка 146,8 тыс. и 107 тыс. Снижение заготовок отмечено и по другим видам пушнины, добываемой охотой. Между тем Казахстан имеет исключительно благоприятные природные условия для жизни многих видов пушных зверей и в первую очередь для такого ценного зверька, как ондатра.
В промысловом охотничьем хозяйстве до сего времени еще широко распространено «собирательство» даров природы, которое было характерно для наших далеких предков. Между тем быстро растущая потребность населения в изделия* из пушнины вызывает необходимость перехода охотничьего хозяйства к вольному разведению наиболее ценных видов пушных зверей на промышленной основе.
В промысловых охотничьих хозяйствах Казпотребсоюза и охотничьих угодьях, закрепленных за облпотребсоюзами, проводят прокосы в зарослях тростника, строят основания для хаток ондатры, занимаются расселением этого зверька в подходящих водоемах.
Однако масштабы таких работ далеко не обеспечивают необходимого роста поголовья ондатры. Чехословацкие камышекосилки рассчитаны на обслуживание прудовых хозяйств и оказались малоэффективными в условиях мощных зарослей тростника южной зоны Казахстана. Еще тяжелей и малопроизводительней прокашивать эти крепи вручную. Достижения же современной техники пока остаются в стороне от промыслового охотничьего хозяйства, хотя именно здесь особенно остро ощущается потребность в механизации трудоемких работ.
Создание районов интенсивного поливного земледелия в Чимкент-
ской, Кзыл-Ординской, Джамбул- ской и Алма-Атинской областях, а также строительство Ьухтарминского и Капчагайского водохранилищ вызвали сокращение площадей ондатровых угодий, которые обсохли ¦ Чимкентской и Кзыл-Ординской областях, обсыхают в верхней части дельты Или в Алма-Атинской области и оказались затопленными Бух- тарминским водохранилищем в Восточно-Казахстанской области. Это, естественно, способствует сокращению заготовок шкурок ондатры в республике.
Переработка шкурок ондатры чрезвычайно рентабельна. Выпуск 100 тыс. шкурок только • меховом полуфабрикате дает предприятиям легкой промышленности 75 тыс. руб. прибыли, а при переработке полуфабрикатов в изделия (манто, шапки и т. д.) прибыль увеличивается в 3—
5 раз. Но для обеспечения неуклонного роста продукции меховой промышленности целесообразно часть получаемых прибылей направить на механизацию трудоемких работ в он- датроводстве, обеспечив тем самым и рост сырьевой базы легкой промышленности. В созданных районах орошаемого земледелия возможно восстановить интенсивное ондатро- водство, применив переложную систему поочередного обводнения площадей ондатровых угодий, предложенную старшим научным сотрудником ВНИИОЗ С. В. Мараковым («Охота и охотничье хозяйство» N2 6, 1970 г.). Однако применение такой системы невозможно без широкого использования землеройной техники, а в определенных случаях — насосных установок.
В условиях крупных водоемов, какими являются водохранилища, главное препятствие для развития ондат- роводства — резкие колебания их уровня, которые вызваны потребностями сброса воды для обеспечения работы гидроэлектростанций и ирригационных систем. Положение усугубляет волнобой. В результате прибрежная зона становится безжизненным пространством.
Для ведения на водохранилищах интенсивного ондатрою дет в а необходимо отгородить валом в первую очередь заливы и лагуны. При редких колебаниях уровня воды в средней части водохранилищ, в созданных «водных карманах» он останется стабильным. Тем самым будут созданы условия для обитания ондатры и других животных.
Противники создания на водохранилищах «водных карманов» считают, что земляные валы невозможно защитить от разрушении вапнобое*. Но дело в том, что до начала строительства таких валов (дамб) на определенных площадях, прилегающих к водохранилищу, нужно заложить плантации стойких к волнобою гидрофитов; сусака зонтичного, тростянки овсяничной, обыкновенного тростника, тростника изиды, тростника позднего; рогоза узколистного, а также кустарников ивы в целях укрепления валов быстро растущими корневищами этих растений*
В самих дамбах ондатра сможет встраивать норы, которые имеют
преимущества перед хатками. Гнездовые камеры в земле не промерзают и через грунт труднее проникать энтопаразитам — переносчикам инфекций, тогда как подсыхающие в летнее время стены хаток, сложенные из растительных остатков, не являются преградой для этих паразитов. Создание «водных карманов» целесообразно не только на водохранилищах, но и на озере Балхаш, прибрежная зона которого также страдает, хотя и в меньшей степени, от колебаний уровня воды.
На протяжении дамбы или перемычки через определенные интервалы необходимо устраивать бетонированные водосбросы для пропуска воды внутрь карманов при ветровых нагонах. При отсутствии ветра излишне высокий уровень воды, установившийся в кармане, будет снижаться за счет стока воды через водосбросы в обратном направлении. При этом будет обеспечена циркуляция воды внутри карманов, препятствующая загниванию воды и отмиранию водной растительности. Для пополнения карманов тех водохранилищ, где не бывает продолжительных сильных ветров и нагонов воды, возможно использовать плавучие насосные станции.
Для увеличения гнездовой и кормовой емкости угодий целесообразно от дамб ответвлять внутрь карманов перемычки высотой не менее 2,5—3 м от уровня воды. Дамба или земляной вал, на наш взгляд, должны иметь ширину гребня 6—8 м и откосы, направленные в сторону вол- нобоя. Перегораживание горловин заливов такими дамбами в принципе вполне возможно, учитывая наличие разнообразной современной техники, вплоть до землесосов и подводных бульдозеров. При этом можно будет сформировать биоценозы с максимальной численностью ондатры на единицу площади, а также коренным образом изменить технику добычи зверьков, применив искусственные норы с выдвижными гнездовыми камерами.
Пока все это предложения, но подтвердить или опровергнуть их может только опыт, который возможно провести и на Балхаше, и на Бух- тарминском водохранилище, и в других местах, перспективных для организации промышленного ондатро- водства.
Перейдем теперь к рассмотрению других аспектов ведения пушного промысла в республике. В настоящее время существующий порядок выдачи лицензий не соответствует условиям жизни, носит формальный характер. Если охотник по лицензии имеет право сдать в заготконтору только 100 шкурок белки или сурка, то 100 он и сдает, а остальные продает частнику. Большую часть пушных , зверей добывают капканами, которые охотник выставляет по 100—200 и даже 300 штук, Сколько в них попадает зверей, предугадать невозможно. Но попавшего в капкан травмированного зверя и выпускать не всегда целесообразно, он все равно погибнет. Вот и продает охотник красивую «лишнюю» шкурку за хорошую цену покупателю, прибывшему к его избушке на вездеходе. И ни егерь, ни милиционер не смогут в период промысла ежедневно обыскивать избушки охотников и считать в них шкурки. Да и нет такого закона! Однако если добросовестный охотник принесет всю добытую им пушнину заготовителю, и ее окажется больше, чем указано в лицензии, заготовитель обязан забрать всю пушнину без оплаты и передать «дело» на нарушителя в госохотинспекцию, которая подвергнет охотника крупному штрафу, возможно с конфискацией орудий лова.
Если же заготовитель «лишнюю» пушнину примет, и в заготконторе окажется ее болыие, чем предусмотрено лицензиями, тогда штрафуют контору и директора. Все это создает условия для продажи пушнины частникам, преграждает ей доступ к заготовительным организациям.
А ведь регулировать промысел можно и другим способом, при котором лицензии устанавливают не на добычу, а на численность воспроизводственного поголовья. При этом охотник или заготовительная организация обязуются перед госохотин- спекцией обеспечить после окончания сезона промысла наличие определенного количества зверей на единицу площади угодий. В противном случае охотник или заготовительная организация лишаются права вести промысел ставшего редким пушного зверя до восстановления его промысловой численности, Подобный способ регулирования добычи охотничьих животных уже применяют в некоторых зарубежных странах. При этом охотник не ставит лишних капканов, личным трудом участвует в проведении воспроизводственных работ, а государство получает всю пушнину. Заготовительные организации также будут непосредственно заинтересованы в проведении работ в целях увеличения численности пушных зверей на закрепленных за ними угодьях.
В целях организационного укрепления промыслового охотничьего хозяйства республики создано специализированное управление «Казкооп- пушнина». Республиканское управление имеет стройную структуру организации клеточного звероводстве, опирается на непосредственно подчиненные ему звероводческие хозяйства, и это дает положительные результаты. Но в области промыслового охотничьего хозяйства структура системы не завершена. Имея в своем непосредственном подчинении республиканскую пушно-меховую базу и только четыре промхоза, управление не может непосредственно руководить всем промысловым хозяйством на громадной территории охотничьих угодий республики, так как областные и районные заготовительные организации, занимающиеся заготовками многих видов сырья и сельскохозяйственных продуктов, подчинены правлениям соответствующих потребсоюзов.
В большинстве райзаготконтор нет охотоведов, но есть заготовители райзаготконтор, сельпо и совхозраб- коопов, закупающие пушнину и меховое сырье непосредственно у охотников, причем основной заработок
эти заготовители получают не от пушнины, а от шерсти, кожевенного, вторичного и других видов сырья и сельхозпродуктов. Нередко можно слышать жалобы охотников на обсчет их заготовителями, страхующими себя от понижения оценок отгруженной пушнины со стороны базы; примем организовать контроль за рабо той заготовителей райзаготконтор. сельпо и совхозрабкоопов практически невозможно. Это создает условия для злоупотреблений, которые еще допускают отдельные заготовители, что в свою очередь способствует продаже охотниками пушнины частным лицам.
Как правило, заготовители не занимаются организацией работ по воспроизводству ресурсов пушных зверей в охотничьих угодьях, так как они не имеют для этого ни необходимых знаний, ни времени, ни возможностей. Этот серьезный недостаток можно устранить, если укомплектовать райзаготконторы специалиста, ми-охотоведами, которые смогут стать организаторами и руководителями промыслово-охотничьего хозяйства на территории своих районов. Но для этого необходимо четко определить права охотоведа как специалиста. Изданные . ранее должностные инструкции охотоведов и охот- организаторов, еще в бытность системы «Заготжиасырьео, далеки от совершенства, так как предусматривают только обязанности этой категории работников, не давая им соответствующих прав.
Начальники управлений заготовок обллотребсоюзов и директора райзаготконтор, в чьем непосредственном подчинении работают охотоведы, имеют весьма ограниченные штаты оперативных работников и зачастую вынуждены использовать охотоведов не по назначению, нанося прямой ущерб интересам охотничьего хозяйства. Руководители и главные специалисты совхозов и их отделений, как правило, пользуются служебным транспортом, однако охотовед, призванный руководить охотничьим хозяйством всего района, обычно транспорта не имеет, поэтому вместо организатора производства он попадает в положение конторского работника. Существующая система оплаты труда этих специалистов также не стимулирует их заинтересованности в повышении продуктивности охотничьих угодий.
В организации вольного разведения -промысловых животных очень много нерешенных вопросов, много неизведанного. Успех дела целиком зависит от творческого подхода к нему, формализм и канцелярщина здесь особенно недопустимы.
Развитие промыслового охотничьего хозяйства Казахстана невозможно без стабильных кадров штатных охотников, занимающихся не го/тько промыслом, но и созданием в угодьях условий для увеличения численности пушных зверей. Эффективность любых затрат зависит от качества работы, от опыта и квалификации исполнителя. Это полностью относится и к работникам охотничьего хозяйства.
В отличие от рабочих промышленности или совхозов охотник трудится на значительном удалении от конторы заготовительной организации или промхоза, а нередко и своего местожительства. В период промысла он в трудных условиях работает по 12—14 часов в сутки в течение нескольких месяцев, К промысловому охотнику невозможно применить существующие правовые нормы трудового законодательства, рассчитанные на рабочих промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Однако специального положения о правовых нормах для промыслового охотника не разработано. Имеются случаи пренебрежительного отношения к семьям охотников-промысловиков со стороны должностных лиц, как к семьям «тунеядцев» или лиц без определенных занятий, хотя детям промысловиков следовало бы предоставить право первоочередного устройства в школы-интернаты, детские ясли, ибо не только их отцы, но и матери в период промысла заняты работой по обезжировке шкурок пушных зверей.
Следовало бы законодательным порядком на длительный срок закреплять за промысловиками участки охотничьих угодий.
Несмотря на то что в Казахстане свыше 130 тысяч членов обществ охотников и рыболовов, а охотников- промысловиков немногим более 2 тысяч человек, 85—90% всей заготавливаемой в республике промысловой пушнины добывают охотники- промысловики, Балхаш и Алакульские озера в Талды-Курганской области, закрепленные за промхозами потребительской кооперации, дают основное количество шкурок ондатры, заготавливаемых в республике. Однако большая часть пригодных для ондатроводства водоемов в остальных 14 областях республики закреплена за обществами охотников, которые в 1966 г. сдали заготовительным организациям 5,4% от общего количества заготовленных в республике шкурок ондатры; в 1967 г.
5,9%; в 1968 г. — 2,6%; в 1969 г.
3,6%.
Занимаясь промыслом ондатры и работами по созданию условий для ее воспроизводства, промысловик испытывает затруднения с питанием, так как поблизости нет ни столовых, ни магазинов, не может он использовать и холодильник для хранения мясных И МОЛОЧНЫХ продуктов в промысловой избушке. Казпотребсоюз неоднократно обращался в «Казах- рыбвод» с просьбой разрешить охотникам-промысловикам лов рыбы сетью для личного питания, но просьба не была удовлетворена. В то же время рыбаки Гослова, производящие добычу рыбы в ондатровых водоемах, зачастую ставят сети непосредственно у жилых нор и хаток ондатры, при этом, попадая в сети, в первую очередь гибнут беременные самки ондатры.
Поскольку пушной промысел носит сезонный характер, а существующие расценки на биотехнические работы не могут обеспечить охотнику достаточного заработка (по данным Балхаш ского промхоза, за 10-часовой рабочий день один охотник делает вручную 200 м прокоса тростника и
его заработок составляет 80 копеек в день), следовало бы обеспечить стабильный заработок охотника за сче1 промыслового лова рыбы на закрепленном за ним участке, при условии выполнения установленного задания по проведению биотехнических работ.
Потребительская кооперация республики ежегодно затрачивает значительные средства на проведение охотхозяйственных и биотехнических работ, главным образом в имеющихся четырех промыслово-охотничьих хозяйствах. Так, в 1967 г. на эти цели было израсходовано 82,7 тыс. руб., в том числе на биотехнические работы — 14,9 тыс. руб. и на завоз охотников — 24,3 тыс. руб. В 1968 г всего было израсходовано ИЗ тыс. руб., из них на биотехнические работы — 11,6 тыс. руб. и на завоз охотников — 24,2 тыс. руб.; в 1969 г, — 120,6 тыс. руб., из которых на воспроизводство — 24,3 тыс. и на завоз охотников — 19,8 тыс. руб.
В республике неуклонно возрастают заготовки пушнины клеточного звероводства, на создание материально-технической базы которого кооперация вкладывает большие средства порядка 500—600 тыс. руб. в год. Однако вложения средств в промысловое охотничье хозяйство ограничено 1,5% от суммы заготавливаемого в республике пуш- но-мехового сырья и каракуля, которых явно недостаточно для создания прочной материально-технической базы этой отрасли народного хозяйства.
бичом промыслового охотничьего хозяйства до сего времени остается браконьерство, однако достаточных средств на содержание необходимого штата егерей и приобретение быстроходных средств транспорте большинство заготовительных организации республики не имеет, поэтому все усилия по разведению ондатры браконьеры нередко сводят на нет. Правда, в 1970 г. «Казкооппушнина» приняла меры для введения в пром- хозах егерской охраны, но численность и оснащение транспортом этого персонала недостаточны для надежной охраны обширных угодий.
Следует остановиться еще на одном весьма немаловажном обстоятельстве. Не считаясь с интересами ондатроводства, прибалхашские совхозы очень часто перегораживают протоки, питающие водой ондатро вые угодья, обрекая их тем самыми на высыхание, а ондатру и рыбу —- на гибель. Кардинальных и практических мер к пресечению подобной бесхозяйственной деятельности не принимается.
С 5 августа значительно повышены заготовительные цены на пушнину, добываемую охотой, что заметно улучшит благосостояние охотников-промысловиков, создаст возможности увеличения заготовок пушнины.
П. МОГИЛЕВСНИН, старший охотовед