К моменту, когда в 1676 г. Московское царство потеряло своего «Тишайшего» царя Алексея Михайловича, европейский мир переживал эпоху политического становления 3-го сословия — буржуазии (английская революция 1640—1660 гг.), рожденья Нового Света и формирования нового мцрового порядка: торговые войны, колониальная система и падение великих восточных держав, турецкий фактор в европейских делах. В духовном развитии мировой цивилизации во 2-ой половине XVII в. набирал силу оптимизм «века рационализма». Передовые люди искренно верили в силу разума и идеального государственного установления, покоявшегося на просвещенном уме властителя.
Новое время в мировом развитии и переходное состояние общества в Московском государстве стало духовной атмосферой преобразований начала XVIII в., без осознания которой трудно понять содержание этих преобразований.
С другой стороны, характер реформ начала XVUI в. связан и с личностью преобразователя — Петра I (1672—1723). Из 13 детей Алексея Михайловича от Марии Милославской не было ни одного здорового сына, а дочери отличались физической и духовной крепостью. Незадолго до смерти 42-летний царь женился вторично, и молодая супруга Наталья Нарышкина родила здорового сына Петра. После смерти Алексея Михайловича 6 лет правил его старший сын Федор, а после его смерти в результате борьбы двух боярких партий — Нарышкиных и Милославских первым царем был объявлен старший сын, слабоумный Иван, вторым — Петр, а царевна Софья стала регеншей. Лишь после 1689 г.,-когда Петр формально освободился от рсгснства, женившись на Евдокие Лопухиной, и подавил стрелецкий бунт, заточив подстрекавшую стрельцов Софью в монастырь, Петр 1 стал постепенно входить в государственные дела полноправным царем. .Иван не принимал никакого участия в делах управления и умер в 1696 г.
Россия конца XVII в. представляла собой огромную территорию, на которой жизнь былаустрона иначе, чем в Европе, где проживало совсем немного людей, но чьи границы были очень уязвимы. Вся внутренняя жизнь страны, ее экономика, ее социальная структура были подчинены нуждам обороны государства. Россия не имела эффективных путей сооб щения с миром, ибо у нее не было выхода к морям, а это, в свбю очередь, не могло не влиять на экономику страны, которая была и без того экстенсивной из-за географических особенностей, а также из-за долгих лет войны и разрухи в начале века.
Дух перемен очень остро ощущался во 2-ой половине XVII в. и в настроениях передовых людей своего времени, которые впервые задумались о месте России в мире и о причинах отставания ее от Запада, и о попытках реформ Алексея Михайловича в законодательстве, в управлении, в армии. Однако в XVII в. Россия остановилась на половине пути от средневековой Московской Руси к новому времени. Чтоб пройти вторую половину этого пути, нужны были, как это часто случалось в истории России, два импульса: необходимость утверждения внешнеполитического положения России и личность правителя, ибо все реформы в нашей стране осуществлялись сверху, властью.
Такой исторической фигурой стал молодой Петр Алексеевич, личность сложная и противоречивая. Человек русского средневековья с его азиатской жестокостью, вероломством, этикой московского самодержца, который не гнушается никакими средствами в укреплении собственной власти, который воспринимает людей своего государства как царскую собственность, Петр I в то же время глубоко осознавал свою ответственность и свой долг перед Российским государством, был человеком деятельным, активным, любознательным, трудолюбивым. Не имея систематического образования и обладая низким уровнем общей культуры, Петр в то же время много знал, многое умел, был очень умен и талантлив. Именно Петр, с его энергией, трудоспособностью и прозорливостью мог перевернуть весь российский уклад, вывести Россию в число могущественных держав Европы и мира. В то же время Петр «вгонял» Россию в европейские формы и рамки типично средневековым насилием, игнорирую народную культуру.
если бы не петр до сих пор жили бы в деревне.