Чавин-де-Уантар центр археологии культуры чавин.

Месторасположение Чавин-де-Уантар: рядом с национальным парком Уаскаран департамента  Анкаш в Перу высоко в Андских горах в 462 километрах северо-восточнее от Лима, столицы Перу в месте слияния двух рек Мосна и Уачекса, впадающих в реку Мараньон, на 3177 м  над уровнем моря. Название города послужило основой для определения культуры — Чавинская культура, или культура Чавин   существовала на северных нагорьях Анд на территории современного Перу с 900 г. до н. э. по 200 г. до н. э.  Долина расположена на высоте 3177 м над уровнем моря, является границей между сельвой и костой, что было очень удобно для хозяйственных связей этих территорий, все торговые пути проходили через эту территорию. Сейчас на ней проживают народы кечуа, халка и пуна. В  настоящее время (21 августа 2007 года)  город объявлен местом культурного наследия ЮНЕСКО. Первое научное описание памятника было сделано в 1874 г. Э.Миддендорфом, а начало раскопок произвел перуанский археолог Хулио Серара Тельо.  Чавин–де-Уантар являлся центром религиозной культуры. Около 900 г.до н. э. чавинский  культ ягуара и его производные утвердились на территории сегодняшнего Перу.  Весьма примечательны два храма, построенные в разное время и обнаруженные здесь археологами. По происхождению это наиболее древние конструкции из камня  и замечательные по его обработке, что удивительно для таких грандиозных сооружений. Большая часть конструкций это конструкции религиозного назначения, сделанные преимущественно из белого гранита и черного известняка, привезенного из других каменоломней, эта порода камня не не нйдена здесь.

Выделяется по своему размеру храм, построенный из трех уровней,  с резными цилиндрическими колоннами, шахтами для  вентиляции, большим количеством узких коридорчиков как в лабиринте, в некоторых стенах устроены ниши. Со всех сторон храм украшен известными головами с шипами Чавин , с кровожадным выражением, вырезанными из камня .Внутри  установлена колонна , имеющая высоту 4,5 метров из обработанного камня( Lanzon) ,с изображениями божеств также с коровожадным выражением и человекоподобные фигуры монстров. Стиль обработки камня чавинской культуры это изображение животных из сельвы с человеческими атрибутами и наоборот : крокодилы, животные с кошачьими чертами, змеи, орлы, характерные черты рисунков это комбинация линий — прямые,изогнутые, завитки. Оценить мастерство чавинских мастеров можно по сохранившимся до сегодняшних дней монолитам из камня с гравировкой и обработкой рисунками, которые получили название  Estela Raimondi,  Obelisco Tello(Обелиск Тельо), LanzonMonolitico. Обелиск Телло — гигантский скульптурный стержень с изображениями растений и животных, в том числе кайманов, птиц, злаков, а также людей. Вероятно, изображение на обелиске передавало историю создания земли. Лансон-монолит с вырезаным изображением божества с клыками (полуягуар-полузмея-получеловек) — главного культового существа чавинцев.

Чавин не был построен сразу и имеет длинную историю своего расширения и перестройки. Наиболее древним по дате постройки является Храм Старый ( 850г. до н.э.), в центре со столбом Лансон, с выгравированными на нем божествами, символизирующими богов плодородия и времен года. Старый Храм сформирован тремя пирамидами, которые вместе представляли букву U,внутри которой находится центральный двор. Внутри пирамиды были узкие проходы. именуемые «галлереями», как лабиринты и водопроводные приспособления. На территории Старого Храма построена круглая площадка ,в центре которой находится «утопленная» под землю центральная пирамида и лишь ее верхушка поднимается над землей. В центре площадки возвышается  другой идол Чавин — Обелиск Телльо .Площадь имеет две парадные лестницы, расположенные напротив . Обелиск Телльо- другая скульптура  этого искусства, изображающая метафору миросоздания, как понимали в то время, была  детально изучена археологом Телльо, по его имени и получила свое название. С каждой стороны изображены ящерицы мужчина и женщина, символизирующие двойственность мира. С одной стороны площади расположена Галлерея пожертвований, на этой территории обнаружено большое количество осколков керамики с остатками животных, принесенных в жертву. С противоположной стороны расположена галерея улиток. В основном эта часть использовалась как хранилище панцирей больших улиток. Некоторые из них служили как декорация и служили как  украшения. По теории ученных старый храм символизировал два противоположных мира космоса, а площадь это жизнь на земле .Второй этап в развитии строительства города это постройка нового храма(500-200 г. До н.э.) Он является более крупным, внутри него найдено большое количество скульптур, галереи, имеющие каждая собственный вход. Скрытые проходы и платформы позволяли жрецам возникать как бы изниоткуда. Центральная пирамида нового Храма имеет форму куба, огражденный 10 метровой стеной в высоту и 70 метров в длину, поэтому его еще называют замок. Использовался материал гранит и белый известняк в форме прямоугольника.Напротив центральной пирамиды нового храма расположена прямоугольная площадь ,4 лестницы противоположные ведут к ней. «Головы с шипами» -скульптуры из камня представляют головы человека но с чертами божеств с шипами на голове. В настоящее время можно увидеть только одну фигуру, которая сохранилась как оригинал.

Стела Раймонди представляет также замечательно обработанный монумент из камня, назван в честь ученого, обнаружившего его в одном из домов деревни. Изображения  на нем намеренно запутаны по смыслу, их трудно интерпретировать и понять, поскольку они были предназначены для использования только высокопоставленными священниками чавинского культа, знавшими их смысл. Стела Раймонди — один из крупнейших примеров такого искусства, искусства линий en:contour rivalry

Чавин –де-Уантар использовался для проведения религиозных церемоний. Это можно заключить из того, что на резных изображениях  имеются фигуры в замысловатых головных уборах, дующие в духовые инструменты из раковин. Подобные инструменты, обнаруженные в более ранних перуанских археологических памятниках, по-видимому, имели религиозное значение.

Есть основания предполагать, что в чавинской религии имелись ритуалы с использованием галлюциногенов. Было обнаружено множество скульптур, изображающих превращение человеческой головы в голову ягуара. Также имеется несколько вырезанных изображений с подобным сюжетом. Использование психотропных наркотиков для религиозных целей косвенно подтверждают археологические источники. В данной местности произрастают кактусы Сан-Педро, обладающие психотропным эффектом. Эти кактусы также часто изображаются в иконографии Чавинской культуры, в частности, один из богов держит кактус как жезл. изображения людей с вытекающей из носа слизью.

Культура чавин оказала влияние на развитие других культур  ,таких как Паракас в Ике и Пукара на Альтиплано. На руинах чавинской культуры возникли несколько новых, в частности, Викус и Салинар.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Чавин-де-Уантар

http://ru.wikipedia.org/wiki/Чавинская_культура

http://whc.unesco.org/en/list/330

Существуют и другие крупные памятники данной культуры, например, крепость Кунтур-Уаси, храм Гарагай с полихромными рельефами и др.