Подъем революционного движения в 60-е годы
Положение народа находило сочувствие демократической интеллигенции. Ее усилиями появилась программа социальных преобразований.
В июле 1861 г. в «Колоколе» появилась статья Н. П. Огарева «Что нужно народу?» Сам же автор ответил: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилия чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Прокламация Огарева призывала народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную».
Революционную агитацию, развернутую Герценым и Огаревым, расширили разночинцы во главе с Чернышевским. Его «Современник» проповедовал идею ликвидации самодержавия и помещичьего землевладения. Она была поддержана группой писателей и публицистов М. JI. Михайловым, Н. А. Серно-Соловьевичем, Н. В. Шелгуновым, Г. 3. Елисеевым, деятелями революционного движения начала 60-х годов.
Под их влиянием оживилось движение студенческой молодежи, возникали кружки и организации политического характера в Харьковском, Киевском, Московском, Петербургском, Казанском университетах. В 1859 г. было создано Киевско-Харьковское тайное революционное общество, которое установило связи со студенческими кружками этих университетов. В сентябре 1861 г. в Петербурге прошла первая студенческая антиправительственная демонстрация.
В1862 г. распространялись агитационные листки «К народу», «Великорусе», «К молодому поколению», «К солдатам» и др., которые отражали революционное настроение молодежи и одновременно подогревали ее активность. Не случайно в июне 1862 г. «Современник» и «Русское слово» были закрыты, но идеи, посеянные ими, попали на плодотворную почву.
В 1861 г. в Петербурге братья Серно-Соловьевичи, Обручев, Слепцов, Курочкин создали организацию «Земля и Воля». Она имела группы в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, на Украине, объединившие до 400 человек. Осенью 1862 г. центр «Земли и Воли» был преобразован в Русский центральный народный комитет, в который вошли комитет «Великорус», русская военно-революционная организация в Польше и др. Собирание сил в единое тайное общество отвечало главной задаче революционеров-шестидесятников: быть готовым к крестьянскому восстанию, ожидаемому в 1863 г.
Однако позиции царизма, подавивщего польское восстание, усиление. Либералы перешли на сторону самодержавия, а разногласия между отдельными группами «Земли и Воли» привели к прекращению ее шествования. Их дело продолжило следующее поколение разночинцев.
Под впечатлением Указа об отмене крепостного права крестьянское снижение пошло на убыль. В связи с этим у части разночинцев появилась мало возможности коренных общественных преобразований без участи народа. Некоторые из них считали необходимым воспользоваться заговором и террором.
Под влиянием таких воззрений в апреле 1866 г. студент Д. Н. Каракозов совершил покушение на Александра II. Неудача вызвала усиление репрессий. Кружок Н. А. Ишутина, в котором состоял Каракозов, был разгромлен, а заодно с ним закрыты прогрессивные журналы, запрещены студенческие кружки и кассы взаимопомощи.
Однако антиправительственная деятельность продолжилась. В конце 60-х годов в Петербурге сложился студенческий кружок во главе с учителем С. Г. Нечаевым и журналистом П. Н. Ткачевым. Они призывали молодежь готовить восстание, опираясь на любые общественные силы и применяя любые средства. — Кружок был разгромлен, а Нечаев сбежал за границу. В 1869 г. он вновь создал в Москве организацию «Народная расправа». Полиция обнаружила и это образование. Швейцарские власти выдали бежавшего Нечаева и суд над ним был использован царизмом для дискредитации революционеров. Последние получили поучительный урок. Они поняли необходимость выработки иных методов борьбы.
Народничество 70—80-х годов.
«Шестидесятники», ограничиваясь борьбой против остатков крепостничества, не ставили вопроса о характере пореформенного развития страны. Его поставили «семидесятники», резко критикуя капитализм. Они озадачились мыслью о подготовке и совершении социальной революции. Она привлекла многих, а потому движение 70-х годов приобрело массовый характер.
Новый подъем революционного движения был обусловлен рядом внутри- и внешнеполитических явлений. Большое впечатление на российскую молодежь произвела борьба французских коммунаров. Русские революционеры А. В. Коровина-Краковская, М. П. Сажин, Е. Л. Дмитриева непосредственно находились на баррикадах. Парижская Коммуна дала толчок революционному действу в России. Такое же стимулирующее значение имела деятельность Первого Интернационала и его Русской секции. Новому революционному подъему способствовало и ожидание в начале 70-х годов крестьянской революции. Ведь в 1870 г. истекал срок, в течение которого крестьяне не могли отрываться от земли. Большое влияние на участников движения оказывали сочинения Чернышевского и Добролюбова.
В освободительное движение влились новые силы: либеральная и демократическая буржуазия, социалисты-разночинцы, принадлежавшие к чиновничеству, купечеству, мещанству, крестьянству. В целом их назы вали народниками, потому что они выступили не только защитниками народа, а и пошли в народ, чтобы поднять на борьбу с остатками крепостничества в политической и социально-экономической жизни страны.
Вопрос о характере дальнейшего развития России народники решали с позиции утопического социализма. В русском крестьянстве они видели социалиста по натуре, а в сельской общине производителей — зародыш социализма. Народники отрицали капиталистическое развитие страны. Считали капитализм регрессом, случайным, наносным, насаждаемым сверху явлением. Они не выделяли пролетариат, считали его частью крестьянства. Одновременно переоценивали роль интеллигенции, видя в ней ведущую силу.
Программа «семидесятников» предусматривала свержение самодержавия, ликвидацию сословных привилегий дворян и произвола бюрократического аппарата, безвозмездную передачу земли крестьянам. Как видим, в чем-то она перекликалась с предшествующей, но была более реалистичной.
Идейными вождями «семидесятников» были М. А. Бакунин, П. П. Лавров, П. Н. Ткачев. Они представляли три народнических течения: бунтарское пропагандистское, заговорщицкое.
Бакунин считал основной задачей борьбы разрушение государства, что должно было, — по его мнению, — привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции видел в крестьянстве и в пролетарии. На взгляд Бакунина, русский крестьянин по природе бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция же должна лишь объединить разрозненные крестьянские бунты в единую, всероссийскую крестьянскую революцию, которая, перешагнув рубежи страны, вольется в мировую. По представлению Бакунина, она должна снести государство как главного носителя несправедливости и угнетения народа. Взамен предлагал действие «великого, спасительного принципа федерализма», в виде свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.
Пропагандистское направление было свяэгано с именем П. Л. Лаврова — профессора военной академии. В журнале «Неделя» в 1868—1869 гг. он напечатал серию статей о долге интеллигенции перед народом и изложил свое видение прогресса: «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости». Поэтому считал, что интеллигенция должна усвоить революционные и социалистические идеи и нести их в народ.
Публицистика Лаврова имела большой успех среди молодежи и послужила основанием для развития идеологии революционного народничества. Лавров и его сторонники считали, что задача интеллигенции состоит и создании большой организации для ведения пропаганды внутри общи- для подготовки крестьянства к революции.
Народничество пережило несколько периодов развития.
В 1874 г. члены просветительских и пропагандистских кружков предприняли «хождение в народ» в целях непосредственного общения с массами, пропаганды революционных идей и попытки поднять народ на восстание. Эта практика опровергла представление о «коммунистических» инстинктах общинных крестьян. Община под влиянием капитализма быстро расслаивалась. Одним словом, — крестьяне не пошли за народниками.
Народники решили продолжить борьбу против самодержавия своими силами. Землевольцы в качестве основного метода избрали индивидуальный террор. Он вызвал разногласия среди членов организации. В 1879 г. «Земля и Воля» раскололась на две организации: «Черный передел» и «Народная воля». В первую вошли сторонники старой тактики — «пропагандисты» Плеханов Г. В., Аксельрод П. Б., Засулич В. И. Они предлагали передел земли в пользу деревенской бедноты — «черноты» (поэтому их еще называли «деревенщиками»).
Часть ее членов в 1880 г. уехала за границу, спасаясь от арестов, где в дальнейшем перешла на позиции марксизма. В 1882 г. оставшаяся часть этой организации прекратила существование.
«Народную волю», объединившую сторонников террористической тактики, возглавил Исполнительный комитет в составе А. Н. Желябова, С. Л. Перовской, А. Д. Михайлова, В. Н. Фигнер, А. А. Морозова. Программа организации отражала некоторое разочарование ее членов в революционных возможностях масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Поэтому главная задача — бороться с правительством.
1 марта 1881 г. народовольцы убили Александра II. Надежды революционеров на то, что за этим актом последует массовое освободительное движение не оправдались. Активные же участники покушения — А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич были казнены. В организации начался идейный разброд, участились случаи провалов. Основной костяк и организация после ареста Г. А. Лопатина в 1884 г. прекратили свое существование, хотя разрозненные ее силы продолжали действовать еще долго.
Несмотря на теоретические и тактические ошибки, борьба народовольцев привела к серьезным потрясениям царского режима.
Рабочее движение 70—80-х гг. и распространение марксизма.
Развитие капитализма в России сопровождалось появлением рабочего класса. Эксплуатация, тяжелые условия труда и быта вызывали недо вольство и протесты рабочих. В1878—1879 гг. произошло более 100 массо вых волнений рабочих, в том числе 88 стачек. Среди них выделялась своим размахом стачка 2 тыс. рабочих на новой бумагопрядильне в Петербурге в 1878 г. Менее чем через год она возобновилась, слившись со стачкой ткачей и с забастовкой рабочих Невского механического завода.
Волнения происходили в Серпухове, Иваново-Вознесенске, в Смоленской губернии и т. д. Стихийные стачки, ставившие первоначальной целью осуществления экономических требований, способствовали развитию самосознания и революционной самодеятельности рабочего класса. Оно стало базой для возникновения первых рабочих кружков, в которых вели большую пропагандистскую работу народники.
Однако рабочие искали свой путь борьбы. Они предопределили появление первой рабочей организации — «Южнороссийского союза рабочих» в Одессе, в 1875 г. Основал «Союз» революционер Е. О. Заславский. Организация имела отделения в Ростове, в Кишиневе, налаживала работу в Керчи, Севастополе, Таганроге, Харькове.
Цель «Союза» — пропагандировать идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала; объединить рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком». Однако в конце года организация была разгромлена.
В декабре 1878 г. в Петербурге возник «Северный союз русских рабочих» под руководством Виктора Обнорского и Степана Халтурина. Он объединял до 200 человек. Главной задачей считал ниспровержение существующего политического строя как крайне несправедливого; учреждение «свободной народной федерации общин»; ликвидацию частной собственности на землю и орудия производства. В Программе «Союза» подчеркивалось сходство его задач с задачами социал-демократов Запада.
«Союз» занимался пропагандой своих идей, открыто поддерживал выступления рабочих, отдал все свои средства на нужды забастовщиков бумагопрядильной фабрики, формулировал требования бастующих к хозяевам, при случае руководил стачками. Это не прошло незамеченным. В 1879—1880 гг. большинство членов «Союза» было арестовано, а руководители сосланы. В. Обнорский дожил до Октября.
Конечно, революционерам известен был марксизм. Однако относились они к нему по-разному. М. Бакунин вел борьбу с учением Маркса в
I Интернационале, а группа русских эмигрантов создала в 1870 г. свою секцию в том же Интернационале и просила Маркса быть ее представителем
II Генсовете. Начало изучению марксизма в России положили народники.
В 1872 г. в Петербурге был издан 1-й том «Капитала» в переводе I . Лопатина и Н. Даниельсона. Народники сосредоточили внимание лишь Ни тех разделах книги, где раскрывались пагубные последствия капитализма.
Распространением марксизма в России занялась группа «Освобождение груда», созданная в 1883 г. первым русским марксистом Г. В. Плехано- ным. В группу входили П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов.
Они перевели на русский и издали «Манифест Коммунистической партии», работы К. Маркса «Наемный труд и капитал», «Нищета философии», произведение Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», «Людвиг Фейербах и конец классической философии» и др. Важнейшие задачи группы составили разработки с позиций марксизма коренных проблем развития России и критика народничества. Часть из них отражена в работах Плеханова «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» и т. д.
Группа за 20 лет выпустила более 250 переводов и оригинальных трудов, участвовала в деятельности II Интернационала.
Одновременно возникли и действовали другие марксистские кружки и группы в России. Ряд из них оставили След в истории.
Группа Д. Благоева, возникшая зимой 1883 г., объединяла 15 кружков, в которые входило более 100 металлистов, печатников, текстильщиков. Она выпустила два номера нелегальной газеты «Рабочий».
Во второй половине 80-х годов на крупных машиностроительных заводах Петербурга действовала группа П. В. Точисского, там же работала группа М. И. Бруснева. Видной фигурой среди первых марксистов России был Н. Е. Федосеев. В одном из его кружков в Казани был В. Ульянов.
В начальный период социал-демократического движения в 24 губерниях России действовала 51 марксистская организация и 10 групп переходного от народничества к марксизму характера.